Мачты современных судов служат, прежде всего, для монтажа на них грузового устройства и для монтажа на них средств сигнализации и связи. Мачты бывают различных типов: -одиночная мачта (Рис.23,а) представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для крепления мачта пропускается чере$ отверстие в верхней палубе - пнтнерс и ее нижний конец-шпор, приваривают к настилу нижней палубы или двойного дна. Место крепления шпора называют степсом.
Для увеличения высоты мачты устанавливается стеньга. Для увеличения высоты мачты устанавливается стеньга. Для увеличения вылета стрелы за борт в нижней части мачты устанавливают поперечную балку ~- краспицу, на концах которой закрепляют стрелы. В верхней части мачты имеется еще одна поперечина - салинг, на который крепятся верхние части стрел. Для усиления крепления, мачты оснащаются стоячим такелажем - вантами, фордунами и штагами.
Для обеспечения большего вылета стрел за борт устанавливают грузовые колонки - П-образные мачты (Рис 23, б, в), состоящие из двух трубчатых колонн, соединенных в верхней части регелем или решетчатым салингом.
Стоячий такелаж затрудняет грузовые операции. Поэтому часто применяют мачты без такелажа Л-образные мачты(Рис. 23,г).
Конструкция грузовой стрелы
Грузовая стрела представляет собой наклонное рангоутное древо, нижний конец которого шарнирно с мачтой, а верхний поддерживается специальным тросом - топенантом. Чаще всего стрелы бывают трубчатые, стальные, переменного диаметра.
Для шарнирного соединения стрелы с мачтой. устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник (Рис.24). Через отверстие в проушине пропускают вертикальный штырь - вертлюг, нижний конец которого упирается в подпятник. На верхнем конце вертлюг имеет сквозное отверстие, через которое горизонтальным болтом с гайкой он соединятся с вилкой стрелы. Стрела оснащается такелажем (Рис.25).
Топенант - снасть, служащая для придачи стреле необходимого угла наклона и удержания ее в вертикальном положении. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепиться к верхнему обуху нокового бугеля стрелы, а второй, ходовой конец шкентеля топенанта, проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока с шкентелю топенанта крепится треугольная планка- треугольник топенанта. К другим углам треугольника топенанта крепятся длиннозвенная цепь- стопор топенанта и стальной трос - лопарь топенанта (Рис. 26,а). Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Его выбирают с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря (Рис. 26,а). Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят скобой к обуху, приваренному к палубе.
Вместо грузового стопора для крепления топенанта и подъема стрелы могут устанавливаться топенантные вьюшки, приводящиеся в движение от грузовой лебедки (Рис. 26,6). Вьюшка имеет два барабана на одном валу. На одном намотан приводной трос - свистов, ходовой конец которого берется на турачку грузовой лебедки. При выбирании свистова оба вращаются. В результате чего выбирается лопарь топенанта, ходовой конец которого постоянно закреплен на втором барабане. Для закрепления стрелы в нужном положении вьюшка снабжена стопором и тормозом, позволяющим медленно опускать груз под воздействием силы тяжести. Дтя подъема стрелы с грузом устанавливают топенантные лебедки (Рис. 26,в) или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виделей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку. Оттяжка - снасть, служащая для поворота стрелы в горизонтальной плоскости. Представляет собой конец стального троса - мантылъ и тали, основанные растительным тросом. Мантыли крепят за боковые обухи на ноке стрелы, тали нижними блоками крепят за рымы или обухи, расположенные на палубе или на иных корпусных конструкциях.
Грузовой шкентель - гибкий трос, служащий для подъема груза. На одном его конце закрепляют грузовой гак с противовесом, а другой проводят через грузовой и направляющий блоки на барабан грузовой лебедки, где он надежно крепится.
Грузовая лебедка служит для подъема груза. Грузовые лебедки бывают электрические, паровые, гидравлические. Грузовые лебедки, кроме грузового барабана, имеют швартовные турачки. Грузовые лебедки имеют постоянные стопоры, а электрические и электротормоз. Грузоподъемность стрелы обычно до 5 т. Кроме легких стрел, грузовые суда часто оборудуются тяжеловесными стрелами грузоподъемностью 40-50 т, в отдельных случаях до 300 т. Конструкция и вооружение тяжеловесных стрел отличаются от легких (Рис. 27) :
Другое по теме:
Специализация путей сортировочного парка
В сортировочном парке пути специализируются для накопления транзитных поездов по назначениям плана формирования и местных – по пунктам грузовой работы. Специализация путей сортировочного парка производится с учетом количества и мощности о ...
Схема формирования поездов в «окно»
Определение поправочных коэффициентов.
Типовые технически обоснованные нормы времени (чел/мин), которыми пользуются при разработке технологических процессов ремонтов пути, не учитывают затрат рабочего времени на переходы в рабочей зоне, ...
Стояночная тормозная система
Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, троса, рычага ручного привода колодок и разжимной планки. ...