Рис. 16 - Двигатели серии 3313, 3317, 3318, 3320 (слева) и 331, 248 (справа). Сведения относятся к карбюраторному мотору УМЗ-3318, в скобках - отличающиеся данные двигателя УМЗ-248
Количество цилиндров - 4. Система питания: карбюратор (распределенный впрыск). Диаметр цилиндра - 85 (88) мм. Ход поршня - 80 мм. Рабочий объем - 1,8 (2,0) л. Степень сжатия - 8,5 (9,0). Горючее - бензин АИ 91-93. Мощность - 90 (97) л. с. при 5300 (5500) об/мин. Максимальный крутящий момент - 140 (161) Н-м при 3200 (3000) об/мин. Масса - 115 кг. Габарит: 654x486x639 мм.
Самыми интересными на сегодняшний день являются впрысковые двигатели моделей 331 и 248. По конструкции они принципиально не отличаются (если, конечно, не считать систему питания) от выпускаемых УМЗ карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения австрийской фирмы AVL, у которой большой опыт в доводке двигателей. По ее же рекомендациям в специальной версии двигателя УМЗ-248(AVL) заново спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен диаметр поршневого пальца. Новый компактный масляный насос с внутренним зацеплением (расположен на переднем носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали двигатель короче на 51,5 мм. Теперь его можно ставить поперечно, а на "Москвиче-2141" – разместить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное пространство. Об этом давно мечтали конструкторы АЗЛК.
Единственный недостаток мотора 248(AVL) - то, что ему требуется бензин АИ-95. Между прочим, французский двигатель не был так привередлив и "кушал" все, что дадут, от АИ-91 до АИ-98. Ему позволял это делать датчик детонации. Хотелось бы, чтобы уфимцы встроили датчик детонации в мотор 248(AVL), сделав его более всеядным.
В недалекой перспективе – разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7–2,3 л. Концепция их уже определена. К фамильным признакам можно отнести алюминиевый блок цилиндров с "заливными" чугунными гильзами, многоклапанные (12, 16) головки, гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Новые двигатели появятся через два-три года.
Хотелось бы отметить, что алюминиевый блок с чугунными гильзами - это каменный век моторостроения. Фирма Audi уже давно отказалась от гильз, и изготавливает блоки из специального сорта силумина: алюминия, насыщенного кремнием. Таким образом, ее моторы сочетают легкость алюминиевого блока с простотой изготовления. Отсутствие гильз дополнительно облегчает мотор. Если уж такая солидная фирма, как Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), которому принадлежит завод автомобильных моторов (УМЗ), не может сделать современный "алюминиевый" мотор, почему бы не попытаться реанимировать проект АЗЛК десятилетней давности? "Новая концепция" с чугунными гильзами в алюминиевом блоке выдает УМЗ с головой - судя по всему, речь идет об очередной "расточке" всем известного мотора. Пусть о расточке заводской, скорее всего даже УМЗ сделает новый блок, но все равно по сути это будет тот же "четырестадвенадцатый".
Сравнивая удельный расход топлива двух карбюраторных двигателей: несуществующего ныне двигателя АЗЛК-21414 (190 г/л.с-ч), и выпускаемого сейчас УМЗ-3317 (220 г/л.с.-ч), можно воочию убедиться в древности ульяновского мотора. Можно также сравнить массу поршней в сборе с шатунами ульяновского двигателя и мотора Renault F3R и увидеть полуторакратную разницу, разумеется не в пользу "наших". Можно лишь предполагать, будет ли УМЗ проводить серьезную модернизацию мотора или нет. Став полноправным владельцем документации на нынешний двигатель, УМЗ должен выжать из "старичка" все, что возможно. Тем более, что показатели версии 248(AVL) выглядят довольно прилично. С другой стороны, а надо ли ему это? Ведь конкурентов в этом диапазоне (1.8 - 2.3 л) у УМЗ фактически нет.
Некоторые технические характеристики автомобиля Москвич-2141 с разными силовыми агрегатами (данные заводских испытаний) | |||||
Двигатель |
ВАЗ 2106 |
УЗАМ-331.10 |
УЗАМ-3317 |
Ford-XLD418 |
Renault F3R |
Система питания |
карбюратор |
карбюратор |
карбюратор |
впрыск в предкамеру |
распределенный впрыск |
Количество и расположение цилиндров |
4, в ряд | ||||
Рабочий объем, куб. см |
1568 |
1480 |
1699 |
1753 |
1998 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм |
79/80 |
82/70 |
85/74,9 |
83/93 | |
Степень сжатия |
8,5 |
9,5 |
8,5 |
21,5 |
9,8 |
Максимальная мощность, кВт/л.с./об/мин |
56/76/5400 |
53/72/5500 |
63/85/5300 |
44/60/4800 |
83/113/5250 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
121/3100 |
106/3200 |
130/3200 |
110/2500 |
168/3500 |
Темперамент | |||||
Максимальная скорость, км/ч |
158 |
146 |
156 |
140 |
173 |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
14,9 |
19,3 |
15,7 |
25 |
11,7 |
Экономичность | |||||
Расход топлива, л/100 км | |||||
при 90 км/ч |
5,8 |
6,2 |
6,1 |
5,7 |
6,8 |
при 120 км/ч |
8,0 |
8,5 |
8,7 |
7,0 |
8,2 |
Другое по теме:
План обсерваций
При разработке навигационного проекта для всех участков пути намечаются основные и резервные способы обсерваций.
С этой целью на генеральные карты перехода наносятся границы видимости маяков и приметных радиолокационных ориентиров, грани ...
Расчет количества местных вагонов и коэффициента сдвоенных операций
При условии полной взаимозаменяемости среднесуточное количество местных вагонов соответствует большему числу погруженных или выгруженных вагонов в среднем за сутки. В нашем случае за сутки погрузка составляет 46 ваг., а выгрузка — 44 ваг. ...
Построение
эпюр перерезывающих сил и изгибающих моментов
При построении эпюр перерезывающих сил и изгибающих моментов крыло рассматривается как балка на двух опорах. Опорами являются стыковочные шпангоут фюзеляжа. Балки нагружены распределенной нагрузкой, которая определяется по формуле: [5]
...