Работы по поддержанию аэродромов в постоянной готовности к полетам в значительной мере усложняются в зимнее время из-за выпадения снежных осадков и возникновения гололедов. В этот период главная задача аэродромной службы состоит в своевременном и качественном удалении снега и гололеда с аэродромных покрытий для обеспечения безопасности и регулярности полетов воздушных судов.
Технология и организация работ по зимнему содержанию аэродромов достаточно сложны, а сами работы отличаются трудоемкостью и требуют больших денежных затрат. В этом отношении весьма характерны показатели стоимости оптимального комплекта машин для зимних аэродромных работ, определенные кафедрой экономики РКИИГА. Что касается убытков аэропортов, связанных с задержками или отменами рейсов в зимний период (по метереологическим условиям и по причине несвоевременной подготовки аэродромов к полетам), то их размер зависит от интенсивности воздушного движения.
К основным работам по зимнему содержанию аэродромов относятся: очистка от снега аэродромных покрытий и части, примыкающих к ним грунтовых участков; подготовка запасной ГВПП; борьба с гололедом; защита аэродромов от снежных заносов путем устройства снегозадерживающих снежных валов и выемок, установки щитов и др.
Для обеспечения регулярности полетов и рационального использования средств механизации все работы по очистке аэродрома от снега подразделяются на очереди:1-я – очистка ИВПП, БПБ на ширину 10м от границ ИВПП, основных РД, перрона, светильников(«огней») по границам ИВПП и на КПБ, зон расположения радиотехнических средств(РТС) посадки; 2-я – подготовка запасной ГВПП, очистка МС, остальных РД, обочин всех РД на ширину 10 м , привокзальной площади; 3-я – очистка RG<(на половину их длины); БПБ на ширину 25 м, обочин МС и перронов на ширину 10 м, подъездных путей к объектам РТС и ГСМ, внутриаэропортовых дорог и другие работы. При наличии на аэродроме двух ИВПП в 1-ю очередь очищают одну полосу с относящимися к ней площадями, а работы по второй полосе включают во 2-ю очередь.
Для очистки аэродрома от снега применяются скоростные плужно-щеточно-пневматические машины, автомобильные плужно-щеточные и роторные снегоочистители, ветровые машины, а также различные типы автогрейдеров, бульдозеров малогабаритных плужно-щеточных и роторных снегоочистителей, снегопогрузчиков.
Очистка ИВПП должна начинаться с началом снегопада и вестись патрульным методом, т.е. путем работы машин на протяжении всего снегопада, с максимальным использованием времени между взлетами и посадками самолетов (после окончания снегопада работы продолжаются до полного завершения снегоочистки).
Чтобы ускорить очистку снег принято убирать групповым способом, когда на ИВПП работают одновременно 2-3 или большее число однотипных снегоочистителей (отряд).
Работы 1-й очереди снегоочистки должны быть закончены не позже чем через 1 ч (директивное время) с момента окончания снегопада, после чего аэродром разрешается открывать для приема и выпуска самолетов. Снегоочистку последующих очередей следует начинать сразу же после завершения работ предыдущей очереди.
Запасная ГВПП может подготавливаться к эксплуатации двумя методами: уплотнением снега (когда на полосе с помощью гладилок и катков создается прогда на полосе с помощью гладилок и катков создается мя методами:уплотнение снегаразрешается открывать для приема и выпуска сачное снеговое покрытие) и снегоочисткой. Уплотнение снега целесообразно для районов с устойчивыми морозами, а очистка – для районов с частыми оттепелями. При оттепели снеговое покрытие размягчается и становится непригодным для взлетов и посадок самолетов.
Борьба с гололедом на аэродромных покрытиях ведется с помощью механических, тепловых и химических средств. При этом различают 2 вида работ: предупреждение образования гололеда и удаление гололеда.
В тех случаях, когда по метеопрогнозу на покрытиях ожидается появление гололеда, рекомендуется принимать следующие предупредительные меры: интенсивное патрулирование плужно-щеточных машин с работой металлическими щетками, что предотвращает примерзание к поверхности покрытий атмосферных осадков и образование ледяной пленки; патрулирование тепловых и ветровых машин для просушивания поверхности покрытий; применение химического реагента в виде порошка на влажной поверхности покрытий и в виде водного раствора – на сухой.
Если гололед все же образовался, его следует удалять в следующем порядке: ИВПП , места примыкания РД к ИВПП и перрону, места поворота РД, прямые участки РД, перрон и МС.
Представляет интерес еще одна разновидность теплового способа борьбы с гололедом, а именно обогрев покрытий с помощью встроенных в них специальных нагревательных систем – трубопроводных (с циркулирующим в трубах жидким или газообразным теплоносителем) и электрических. Этот способ позволяет вести борьбу с гололедом (и снегом), не прекращая полетов, что является его главным преимуществом в аэропортах с высокой интенсивностью движения воздушных судов. Как трубопроводные, так и электрические системы обычно работают в автоматическом режиме, обеспечивая нагрев поверхности покрытия до 1-20 С выше нуля. Благодаря этому гололед на покрытии не может образоваться, а выпадающие твердые осадки плавятся.
Другое по теме:
Расчёт электрической сети и выбор оборудования
Предприятия крупных железнодорожных узлов имеют различные категории по надёжности электроснабжения. Для выполнения условий по электроснабжению первой категории необходимо иметь два независимых источника электроснабжения. Согласно ПУЭ /4/ ...
Мероприятия по повышению эффективности работы вагонного депо
Структурная реформа железнодорожного транспорта России требует в кратчайшие сроки решения задач по обновлению технических средств железных дорог и повышению эффективности работы отрасли.
Повышение эффективности эксплуатации грузовых ваго ...
Парк колесных пар и тележек
Парк предназначен для подготовки производственного процесса ремонта вагонных колесных пар и тележек грузовых вагонов.
В парке вагонного депо производится:
- разгрузка, осмотр и определение предварительных объемов ремонта колесных пар, п ...