Обеспечение бесперебойной работы предприятия, выполнение его обязательств перед поставщиками, заказчиками, государственным бюджетом и собственным персоналом может быть успешным лишь при устойчивом финансовом положении предприятия. Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое положение предприятия оценивается посредством финансового анализа.
В основе анализа финансового состояния организаций лежит анализ агрегированных форм финансовой отчетности, сформированных на основании финансовой отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. № 97 с дополнениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 03.02 97 г. № 8, от 21.11.97 г. № 81н, от 21.10.98 г. № 47н, и квартальной бухгалтерской отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 03.02.97 г. № 8. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовый анализ показывает причины сложившегося финансового состояния и дает возможность определить направления по его улучшению.
Основная цель анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.
Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:
• по субъектам - внешние или внутренние;
• по объектам анализа - народное хозяйство в целом, отрасль, группа предприятий, предприятие, подразделение предприятия;
• по целям и задачам;
• по содержанию - комплексный и локальный.
Основным признаком является субъект финансового анализа. Вид анализа определяется исходя из требований субъекта.
Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользователей.
Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.
Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредителей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансовый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.
Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтерского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:
• финансовые результаты;
• имущественное положение;
• финансовая устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность предприятия;
• состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
• эффективность вложенного капитала.
Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:
• определение финансового положения;
• выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;
• выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
• прогноз основных тенденций финансового состояния.
Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Существуют различные методы финансового анализа. Среди них можно выделить:
• горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом;
• вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
• трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.
• анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;
• сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
• факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель.
Другое по теме:
Организационная структура ООО «ТЛК «Драйвер»
Организационная структура ООО «ТЛК «Драйвер» состоит из следующих структур: отдела продаж,
экономической службы, технического отдела, отдела эксплуатации, что наглядно показано на рис. 1
Рисунок 1. Схема организационной структу ...
Землеройные машины
Экскаваторы представляют собой самоходные землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Различают одноковшовые экскаваторы периодического (цикличного) действия с основным рабочим органом в виде ковша определенной в ...
Оборудование для обнаружения утечек и негерметичности
Герметичность надпоршневого пространства (один из основных показателей механического состояния двигателя) определяется по падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие (на бензиновом двигателе) или отверс ...