Одной из основных задач в логистике является разработка эффективной системы управления запасами.
Материальный запас – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного и производственного потребления.
Материальный запас характеризуется тремя факторами:
– не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продукции различного вида, т. к. функционирование запасов удовлетворяет потребность в них;
– определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида;
– вид запаса зависит от потребностей, которые он удовлетворяет.
Создание запасов сопряжено со следующими расходами:
– затраты, связанные с содержанием запасов (сюда входят расходы на эксплуатацию и содержание специального оборудования и помещения, затраты, связанные с оплатой труда персонала);
– расходы, связанные с покупкой данного вида товара, выраженные в дисконтированной стоимости (т. е. при покупке замораживаются финансовые средства на определенный срок, тем самым увеличивается срок оборачиваемости денежных средств, что в свою очередь приводит к недополучению дополнительной прибыли);
– затраты, связанные с моральным и физическим устареванием продукции;
– затраты, связанные с риском порчи и хищения;
– затраты, связанные с отсутствием запаса (они будут выражены в форме различных потерь: от простоя производства, потери от отсутствия запасов на складе в момент предъявления спроса, от закупок мелких партий товара по более высоким ценам).
Причины создания материального запаса:
– вероятность нарушения установленного графика поставок. В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановилось производство;
– возможность колебания спроса на готовую продукцию, однако, спрос на любую продукцию можно предсказать с той или иной долей вероятности. Если не иметь достаточного запаса готовой продукции, то не исключается ситуация потери клиента;
– сезонные колебания производства некоторых видов товаров или продукции;
– скидки на покупку крупной партии товара;
– издержки, связанные с оформлением нового заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается издержками административного характера (поиск поставщика, поиск перевозчика, определение маршрутов перевозки, проведение переговоров, командировки и прочее). Снизить все эти затраты можно сократив количество заказов, а это в свою очередь равносильно увеличению объема заказанной партии и увеличению размера запасов;
Значительным фактором в повышении эффективности работы предприятий является рационализация материально-технического снабжения, одна из основных проблем которого состоит в планировании и управлении запасами. С помощью экономико-математических методов можно определить оптимальный размер единовременных поставок, их периодичность, размер максимального, среднего и страхового запасов, графики поставок и т. д. Различные постановки соответствующих задач отличаются друг от друга исходными предпосылками: постоянным или колеблющимся расходом материалов, допустимостью или недопустимостью дефицита, возможностью или невозможностью опоздания поставок и другими условиями.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.
На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:
• порядок проверки: периодическая или непрерывная;
• пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
• величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
Контроль состояния запасов и формирование заказа поставщику может осуществляться по одной из представленных ниже систем.
Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара (рис.).
Рисунок Система оперативного управления
Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара (рис.).
Другое по теме:
Организация работ при выбранных методах ТО
дистанция техническое обслуживание управление
На участке К-Б-В-М протяженностью 330 км организуется бригадно-децентрализованный метод с объединенными и специализированными бригадами. Штат по расчетам составляет (устройства СЦБ):
ШН – 40 ...
Определение фактической и требуемой категории автомобильной дороги
Прежде чем приступить к оценке состояния автомобильной дороги необходимо определить её категорию. От точности определения категории дороги будет зависеть правильность назначения работ по содержанию, ремонту или реконструкции. При определе ...
Параметр накопления
Величина параметра накопления определяется в целом для станции по формуле (8.8):
, (8.8)
где Кн
- число назначений плана формирования;
m
- среднее количество вагонов в составе.
. ...